От «Анохина» до «Янтаря» Выборг: история пассажирских перевозок

В свете последних событий – посещения губернатором Ленобласти Александром Дрозденко Выборгского порта, обнародования планов компании-стивидора ООО «Порт Логистик», связанных с развитием пассажирского направления, – представляется интересным вспомнить историю организации в советском Выборге пассажирских перевозок водным транспортом.

40-е годы

Пассажирские перевозки водным путем, учитывая географическое расположение Выборга и населённых пунктов района, порой оставались чуть ли не единственной возможностью для местных жителей добраться до «большой земли», до мест проживания или работы. Уже в июне 1948 года открылось регулярное пассажирское сообщение Выборг-Ленинград. Пароход «Анохин» курсировал от Выборга до города Ленина через день, при этом заходя в Тронгзунд (Высоцк) и Койвисто (Приморск). Теплоход продолжил работу и в 1949 году. Крайне любопытна и интересна история этого парохода.  Был построен на верфи С.Мitchell & Co.Newcastle в Англия в 1874 г. 1889 г. и спущен на воду с именем «Царь». После аварии на Неве и ремонта стал носить имя «Олонец».  В 1910-х гг. выкуплен Онежским пароходством. В первую Мировую войну передан военно-морскому ведомству. В феврале 1918 г. национализирован. С июня 1919 г. сменил имя на «Гагара». Был в отстое в Петрограде. В 1924 г. передан Северо-Западному речному пароходству. С 1928 г. имя получил «Анохин». Совершал рейсы на линиях Ленинград – Петрозаводск, Повенец – Ленинград.

Для жителей района водное сообщение являлось настоящим благом, ведь для того, чтобы уехать в Ленинград из Виипури (Выборга), нужно ещё было добраться до райцентра. К тому же переполненный пассажирский поезд (об электричках тогда речи не шло) двигался медленно, по пути меняли паровоз, поездка отнимала едва ли не полсуток.

В 1948 году специально для жителей Тронгзунда вышел на линию свежеотремонтированный пароход «Персей», дважды в сутки ходивший до Выборга и обратно. Власти не забывали и об отдыхе граждан. А водные прогулки в этом плане – замечательное средство! Потому в 1949 году был восстановлен катер «Молодёжный». Использовать его на пассажирских рейсах не рискнули, но для кратковременных экскурсионных круизов от Выборга до парка Монрепо теплоход вполне годился.

50-е годы

Развитие водных коммуникаций продолжилось и в следующем десятилетии. 1 августа 1956 года возобновилось движение на морской линии Выборг-Высоцк, на вахту вышел 80-местный теплоход “Новоземелец”. В период 1956-1957 годов он осуществлял от 3 до 5 рейсов в сутки, и это- не считая экскурсионных прогулок! Например, в 1958 году «Новоземелец» отправлялся из Выборга в Высоцк в 7.30, 14.30 и 18.30, а обратно – в 8.45, 15.45 и 19.00.

В том же году Выборгский порт получил новый теплоход “М-28(7)” (типа “Москвич”). С 27 июня 1958 года он стал работать на вновь открытой прогулочной линии Выборг-полуостров Лиханиеми (8 рейсов в сутки).

В 1959 году “Москвич” получил название “Чайка”. В период 1959-1960 годов на подмогу «Чайке» прибыл ещё один катер аналогичного класса, получивший не менее поэтичное название «Ласточка». «Чайку» и «Ласточку» и сейчас с ностальгией вспоминают выборжане – рыбаки, грибники, ягодники, просто любители водных прогулок и лесных путешествий.

60-70-е годы

В 1960-м году благодаря активной эксплуатации двух «птичьих» катеров стала возможна организация кольцевых маршрутов Выборг-полуостров Лиханиеми и Выборг-Высоцк (рейсов было более чем достаточно: от 4 до 8 в сутки). Такая же практика продолжилась и в дальнейшем. В 1961 год разработаны маршруты Выборг-Лиханиеми-Высоцк-Выборг (4-5 рейсов в сутки) и Выборг-Лиханиеми (7-12 рейсов в сутки).

В 1962 году прогулочная линия была расширена за счёт организации маршрута Выборг (посадка производилась в районе Рыночной площади, где до сих пор сохранилась площадка для спуска к воде) – санаторий «Выборг-7»-Сайменский канал, с высадкой на правый берег канала. Совершить вояж можно было от 7 до 9 раз в сутки.

В 1963 году, сев на катер у городского рынка, выборжане и гости города могли добраться до острова Былинный, а после – высадиться на правом берегу Сайменского канала. Время можно было выбрать по вкусу, ведь теплоход курсировал 5 раз в сутки. Не осталось забытым и каменногорское направление. В навигацию 1962 и 1963 годов катер “Красноярец-45” работал на линиях город Каменногорск-посёлок Лесогорский и Каменногорск-гранитный карьер.

Но, конечно, Высоцкая сторона пользовалась большей популярностью, соответственно, постоянно шла работа над созданием новых маршрутов и увеличением интенсивности рейсов. В 1964-1965 годах суда 4 раза в сутки отправлялись из Выборга в Высоцк, а на остров Былинный ходили 6 раз в течение суток. В 1965 году организована линия Выборг-Новинки. Пассажиров высаживали чуть правее полуострова Лиханиеми. Катер уходил утром, днём и вечером, а именно: в 7 утра, в 16 и 20 часов. По воскресеньям специально для любителей раннего подъёма ввели рейс на 5 утра(!).

В 1966 году катер ПС-207 регулярно, 3-4 раза в день, за исключением понедельника, курсировал из Выборга на остров Мялки (Овчинный) с заходом на Лиханиеми. Был разработан маршрут до острова Отдалённый.

В 1967 году с полной нагрузкой работали пассажирские теплоходы на линиях Выборг-Высоцк; Выборг-остров Крепыш; Выборг-Мялки (Овчинный). Туристы, да и местные жители, не отказывали себе в удовольствии добраться на прогулочном катере от центра Выборга (городской рынок) до парка Монрепо (тогда – парк культуры и отдыха имени Калинина).

В августе 1968 года было открыто международное сообщение. На линию Ленинград-Лаппеенранта (с заходом в Выборг) вышел теплоход «Сайма», построенный бакинскими судостроителями, и прошедший пробную эксплуатацию на Каспийском и Чёрном морях. Конечно, почти на сто процентов заполняемость «Сайме» обеспечивали финские туристы.

В 1968-1990 действовала, пожалуй, самая популярная у жителей Выборга регулярная морская пассажирская линия Выборг-Высоцк с заходом в Сады, на полуостров Лиханиеми и острова Овчинный (Мялки) и Передовик (4-6 рейсов в сутки). Теплоходы отходили из Выборга (с пассажирского причала Выборгского порта) по рабочим дням в 7.00, 10.20, 13.20, 18.00 и 20.50. В выходные и праздники расписание чуть менялось: 6.00, 9.00 (до о-ва Овчинный), 10.30 13.30, 18.00, 21.00.

Летом катера «Сайка» и «Ласточка» заполнялись практически до отказа. На случай непогоды можно было укрыться в пассажирском салоне, при штиле большинство пассажиров располагались на открытой палубе. Помимо регулярных рейсов, выборжане и гости города активно пользовались возможностью совершить водную прогулку по Выборгскому заливу и Сайменскому каналу.

Как свидетельствуют старожилы Приморска, в 70-х годах прошлого века их город связывал с Ленинградом маршрут, по которому ходил катер «Комета» – судно на подводных крыльях. Теплоход ждал пассажиров у военного причала Приморска. За 2 рубля 43 копейки «Комета» доставляла приморчан до Тучкова моста в городе на Неве. К сожалению, рейсы из-за сильных ветров часто отменяли, а позже и вовсе ликвидировали маршрут.

А вот теплоход «Комарово» класса «озеро-море» регулярно ходил из Приморска на острова Бъёркезундского архипелага. Позже «Комарово» сменил аналогичный катер «Стрельна». Рейсы осуществлялись в 60-80-е годы и были прекращены в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры: штормы сделали своё неблагодарное дело, и причалы пришли в полную негодность.

В 1980 году теплоход «Чайка» выполнял почётную миссию: обслуживал в Таллине участников парусной регаты, входящей в программу Московской летней Олимпиады.

В 1984 году на смену «Чайке» и «Ласточке» в Выборг прибыли 200-местные пассажирские теплоходы “Агат” и “Янтарь”. В 1987 году маршрутная карта пополнилась рейсом Выборг-остров Лавола (садоводство «Большой Лог»). Теплоход отправлялся дважды в сутки, соответственно, в 8 утра и 6 часов вечера. Дачники были очень довольны. В 1991 году «Агат» и «Янтарь» работали совместно с «Ласточкой». Тогда же открыли линию Приморск-остров Берёзовый.

МИТБ «Варяжская гавань»